Ежегодно 15 марта международная общественность отмечает Всемирный день прав потребителей как день международного потребительского движения. Международная организация потребителей объявила, что девизом Всемирного дня прав потребителей, отмечаемого в 2022 году является: "Справедливые цифровые финансовые услуги".
Цифровые технологии кардинально меняют привычные рынки платежей, кредитования, страхования, становясь ключевым фактором для потребителей финансовых услуг. В условиях пандемии COVID-19 цифровое развитие сферы услуг, в том числе финансовых является безусловным преимуществом.
Однако распространение цифровых финансовых услуг привело к появлению новых рисков для потребителей и усилению традиционных рисков. Кроме того, обострилась проблема доступа - уязвимые группы населения занимают еще более неустойчивое положение в обществе, в котором все больше используются безналичные деньги. В аспекте перехода на дистанционные каналы обслуживания, оказалось очевидным, что скорость развития мошеннических схем в банковской сфере существенно превышает скорость построения защиты от противозаконных действий.
Помимо этого, финансовые организации зачастую не разъясняют клиентам как эффективно и безопасно пользоваться услугами. В результате доверчивые и пожилые клиенты становятся основными объектами интереса для мошенников.
Как показывает анализ обращений на нарушения прав потребителей при оказании финансовых услуг, поступающих в Роспотребнадзор, наиболее актуальными нарушениями прав потребителей являются:
- навязывание дополнительных услуг без согласия потребителя;
- отказ в предоставлении финансовых услуг;
- блокировка банковских карт;
- одностороннее изменение условий кредитного договора;
- взыскание задолженности.
Быстро развивающийся и сложный характер цифровых финансовых услуг демонстрирует потребность в инновационных подходах к регулированию, а также в цифровых финансовых услугах и продуктах, в основе которых лежит защита и расширение прав и возможностей потребителей.
Для обеспечения справедливого цифрового финансирования для всех нужен глобальный, совместный и скоординированный подход.
Одной из основных задач по развитию отрасли информационных технологий в России является развитие инфраструктуры электронной коммерции. Развитие цифровой экономики при этом не должно ущемлять интересов граждан.
В связи с этим, защита потребителей в сфере электронной коммерции, осуществляемой хозяйствующими субъектам посредством информационно-телекоммуникационных сетей, обозначена среди ожидаемых результатов реализации Стратегии государственной политики РФ в области защиты прав потребителей.
Управление Роспотребнадзора по Республике Коми предлагает органам местного самоуправления принять участие в проведении Всемирного дня прав потребителей с привлечением заинтересованных организаций на территории Республики Коми, в том числе:
- предать широкой гласности, используя средства массовой информации, информацию по тематике Всемирного дня прав потребителей;
- организовать мероприятия с участием общественных объединений, представителей ассоциаций и союзов предпринимателей для обсуждения актуальных проблем, связанных с организацией рационального потребления товаров;
- разместить информацию о проводимых мероприятиях на официальном сайте администрации муниципального образования.
167000, Республика Коми,
г. Сыктывкар,
ул. Коммунистическая д.46, цокольный этаж.
(с 10:00 до 17:00 кроме субботы и воскресенья)